МАОУ СОШ № 2 г. Агидель приветствует вас

Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных учреждениях ГО г. Агидель Республики Башкортостан

  1. Нормативно-правовые и методологические документы:
  1. Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.

Цель: Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого обучающегося в течение всего периода обучения в образовательном учреждении.

         Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

2. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач  развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со  сверстниками, учителями, родителями.

 

  1. Основные научные методологические принципы системы ППС В соответствии с ФГОС:
    • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития. Именно этот подход должен стать основой организации воспитательно-образовательного процесса в любом образовательном учреждении.
    • Принцип гуманизации, отражением которого является признание уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.
    • Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения (реализации личностного подхода), согласно которому обеспечивается развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществление этого принципа возможно через создание условий для воспитания и обучения каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей его развития.
    • Принцип непрерывности образования, который означает связь всех ступеней школьного образования, начиная с начальной школы до среднего и старшего звена ОУ.
    • Принцип системности требует создания целостной структуры все компоненты которой должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.

4. Уровни и формы психолого-педагогического сопровождения:

              Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное
  • групповое
  • на уровне класса
  • на уровне школы                                          

              Формы психолого-педагогического сопровождения:

  • консультирование
  • психодиагностика
  • коррекционно-развивающая работа
  • психопросвещение, психопрофилактика
  • организационно-методическая работа

                 

5. Субъекты системы психолого-педагогического сопровождения.

Директор школы:

  • Утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
  • Контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет её ресурсное обеспечение;
  • Обеспечивает  материальное  и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
  • Осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
  • Распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.

Зам. директора по УВР:

  • Организация условий обучения (распределение нагрузки, составление расписания занятий, организация режима обучения во время адаптационных периодов и т.д.);
  • Осуществление контроля за УВП (посещение уроков, индивидуальные консультации с учителями, мониторинг качества обучения и т.д.);
  • Организация производственных совещаний, заседаний МО, обучающих семинаров и т.д.

Педагог-психолог:

Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:

  • Консультирование
  • Просвещение
  • Профилактика
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Диагностика
  • Экспертиза.

Социальный педагог:

  • Выявление и контроль за обучающимися «группы риска»
  • Осуществление контроля за вовлеченностью обучающихся «группы риска» в досуговую деятельность;
  • Выступление на тематических родительских собраниях;
  • Проведение индивидуальных консультаций для родителей;
  • Проведение профилактических программ для обучающихся.

Учителя-предметники:

  • Участие в проведении родительских собраний;
  • Проведение индивидуальных консультаций для родителей и обучающихся, имеющих сложности в обучении;
  • Разработка индивидуальных учебных маршрутов для различных категорий обучающихся;
  • Реализация школьной программы по формированию УУД;
  • Участие в работе МО, конференций, семинарских занятиях и т.д.

Классные руководители:

  • Организация воспитательной работы с классным коллективом;
  • Составление социального паспорта класса;
  • Организация работы с родителями;
  • Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания обучающихся;
  • Проведение педагогической диагностики;
  • Проведение профилактических программ для обучающихся;
  • Организация взаимодействия со специалистами (педагог-психолог, социальный педагог и т.д.)

 

6. Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения.

  • Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС
  • Психологическая эффективность: субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе; адекватная самооценка;  сформированность  «Я» – концепции личности; оптимальное развитие его способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение

7. Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

 «Создание условий для профессионального роста педагогических кадров»:

  • Развитие личностных компетенций педагога (рефлексивной, коммуникативной компетенций, потребности в саморазвитии и др.) через систему семинаров, тренинговых и практических занятий.
  • Организация просветительской деятельности направленной на развитие психологической составляющей профессиональной педагогической компетентности (педагогические чтения, работа МО, индивидуальные консультации). В частности, актуализация для педагогов знаний возрастной, общей, педагогической психологии.

«Организация взаимодействия с учащимися».

  • Разработка и реализация схемы для работы в ОУ алгоритма «Интеллектуального партнёрства» (взаимопомощи детей друг другу, причём не только в одном классном коллективе, но и обеспечение разновозрастного общения и сотрудничества учащихся).
  • Развитие познавательных процессов как основы достижения метапредметных результатов освоения образовательной программы учащимися (на уроках и во внеурочной деятельности – коррекционно-развивающих занятиях с психологом)
  • Работа по адаптации учащихся в ОУ.
  • Информационная поддержка образовательного процесса (проведение классных часов, тренингов для учащихся).

 «Организация сотрудничества с родителями»:

  •      Лекции, методические рекомендации для родителей с целью организации систематического взаимодействия и сотрудничества их со школой.

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с инвалидностью и детей с ОВЗ»):

  • Диагностика психо - эмоционального состояния детей с инвалидностью и детей с ОВЗ (тревожность, психологический комфорт).
  • Информационно-просветительская работа с учащимися и их родителями, направленная на повышение толерантного отношения к детям с инвалидностью и детям с ОВЗ.
  • Педагогическая организация ситуации успеха для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ в рамках общеобразовательного социума (методом преднамеренного конструирования педагогических ситуаций).
  • Адаптация детей с инвалидностью и детей с ОВЗ в общеобразовательном социуме (работа с педагогами, учащимися, родителями).
  • Коррекционно-развивающая (тренинговая) работа по профилактике возникновения психосоматических заболеваний у детей с инвалидностью и детей с ОВЗ.